Котлы на отработке особенности и обзор

Достоинства

Экологичность

Всем известно о существовании проблемы утилизации отработанного масла. Порядка 70% отработанных ГСМ (горюче-смазочных материалов) сбрасывается в водоемы. Безусловно, решение вопроса таким образом незаконно. Все же такие факты имеют место сплошь и рядом, поэтому поиск способов исправления подобной ситуации особо актуален.

Один из таких способов – использование водогрейных котлов, функционирующих на отработанных ГСМ. Это дает возможность, во-первых, решить проблему утилизации, и, во-вторых, обеспечить теплом помещения внутри зданий и сооружений. Важным моментом является то, что от их применения не страдает окружающая среда, а это хороший шанс сохранить природу для будущих поколений в первозданном виде.

Окупаемость

В данных условиях котлы используются более интенсивно, что приводит к возврату потраченных денег в еще более сжатые сроки. Выгода от использования таких отопительных систем состоит еще и в том, что владельцы предприятий имеют при этом возможность бесплатно утилизировать собственные отходы.

Автономность

Котлы отопления, действующие на отработанном масле, характеризуются высокой степенью автономности. Их использование оправдано даже в условиях, не предполагающих применение подобных систем. Поэтому, даже сложно сказать, в каких ситуациях их нельзя применять.

Универсальность

Котлы используются как для водяного, так и для воздушного отопления, причем в любой сфере жизнедеятельности человека. Их, как правило, используют в основном в промышленных целях. Применение подобного оборудования особенно целесообразно на тех предприятиях, которые имеют дело с отработанными горюче-смазочными материалами. Таких организаций немало, поэтому котлы данного виды всегда находят своих покупателей.

Отличный пример их применения – станции технического обслуживания машин. Именно здесь образуются большие количества отработанного машинного масла. Поэтому использование подобных отопительных систем дает возможность рационально организовать работу.

Еще один удачный вариант частного использования – применение данных котлов для отопления гаражей. Многие автомобилисты так и поступают. Занимая свое место в помещении для автомобиля, котел обеспечивает необходимую температуру.

Мы указали лишь наиболее характерные области применения отопительных котлов данного вида. Но существует еще много способов использования оборудования, действующего на отработанном масле.

Безопасность

Не исключено, что кто-то будет сомневаться в безопасности данных котлов, но это не так. В производстве современных котлов используются последние технологические веяния, что позволяет создавать высококачественное оборудование, совершенно безопасное для окружающих. Этот аспект весьма важный, поэтому производители держат его под своим постоянным контролем.

Комфорт

Компании, производящие котлы, функционирующие на отработанном машинном масле, прилагают все усилия для того, чтобы их эксплуатация была максимально комфортной для возможных покупателей.

К примеру, вас не будут беспокоить неприятные запахи, характерные для применения подобного оборудования, поскольку они полностью отсутствуют. При работе котел не причиняет какие-либо неудобства. Этот момент особенно важен для частных лиц, ведь для любого владельца частного дома первостепенной задачей является создание уюта в собственном доме.

Простота эксплуатации и легкость монтажа

Использовать данный вид оборудования легко смогут даже те, кто мало знаком с подобными устройствами. Процесс работы котла характеризуется высокой степенью автоматизма, а это – одно из главных свойств современного оборудования.

 Отработанное масло — топливо для такого типа котла

Легкость эксплуатации обеспечена простотой конструкции котла. Она до такой степени элементарна, что некоторые умудряются изготовить подобное оборудование своими руками. Нужно предостеречь, однако, любителей экспериментов, от подобного шага, поскольку он может завершиться плачевными последствиями. Специализированные предприятия испытывают выпускаемые ими котлы перед реализацией, а самодельное оборудование, как правило, не подвергается подобной проверке.

Установка котла на отработанном масле не требует особых усилий или значительной потери времени. Ее легко выполняют в короткие сроки. Разобраться в данном процессе можно, конечно, и самостоятельно, но предпочтительней все же обратиться к профессионалам, которые сделают все согласно технологии, а это обеспечит беспроблемную эксплуатацию оборудования.

Дизельное отопление

Этот способ отопления используют для обогрева загородной недвижимости и гаражей.

Что представляет собой?

Такое отопление имеет схожий принцип работы с водяным контуром, но есть и свои нюансы. Котел, нагревающий теплоноситель, работает от дизельного топлива.

Жидкость разносится по системе и возвращается обратно с помощью циркуляционного насоса. После нагрева теплоносителя источник прекращает свою работу, а после остывания возобновляет.

Достоинства и недостатки

Плюсы дизельного отопления:

  • автоматизированная работа котла;
  • независимость от центрального отопления, благодаря чему отопление включает и отключает пользователь по своему усмотрению, исходя из температуры на улице;
  • распространенность топлива, которое можно приобрести на любой автозаправочной станции.

Недостатки:

  • высокая стоимость дизельного топлива;
  • высокая цена оборудования и комплектующих.

Технология испарения масла

В печах этого типа горит не масло, а его пары. То есть отработку до начала горения разогревают, она начинает испаряться, а уже пары зажигаются. Эта технология позволяет грязное, тяжелое, плохо горящее топливо разложить на более «легкие» составляющие, а потом уже жечь их. Именно она при правильно подобранных параметрах позволяет добиться практически бездымного и полного сгорания топлива, при котором нет практически никаких выбросов: сгорает все.

Котел на отработке своими руками: принцип котла на испарении масел

Самый простой и эффективный способ реализовать эту технологию — использовать раскаленную чашу, в которую капает отработка.

При соприкосновении с раскаленным металлом масло резко испаряется, пары перемешиваются с подающимся сюда воздухом, вспыхивают и сгорают. Количество выделяемого при этом тепла велико. Для достижения максимального КПД и полного сгорания требуется, чтобы горящая смесь долго находилась в камере сгорания. Потому в устье воздуховода нужно установить неподвижную крыльчатку, которая и будет создавать требуемое завихрение в камере сгорания.

Паровой котел своими руками на отработке может быть реализован в таком виде

Несмотря на высокий КПД и «всеядность» такой принцип работы редко реализуется в заводских котлах, производимых в США и Европе. Зато российские производители выпускают котлы на отработке, работающие именно на технологии испарения. Главный камень преткновения в реализации таких котлов – способ предварительного разогрева чаши. Те, кто делают эти котлы самостоятельно, поступают просто: закидывают в чашу пропитанный бензином фитиль, наливают немного солярки или того же бензина, поджигают, дожидаясь пока чаша разогреется до требуемых температур. После этого открывают подачу масла.

В Европе и США подобное решение неприемлемо: небезопасно. Зато наши производители также используют именно этот способ розжига своих печей.

Еще один вариант печи с плазменной чашей

В видео продемонстрирован один из вариантов обогрева гаража при помощи печи на отработке. Но в этом варианте реализована не капельная подача топлива: оно течет струйкой и сгорает далеко не полностью

Именно по этой причине автор проекта уделил такое внимание изоляции и уплотнению всех съемных частей: чтобы минимизировать попадание дыма в помещение и сделал высокий дымоход для лучшей тяги.

Изготовление основной части котла

Она представляет собой корпус с водяной рубашкой, каналом подачи воздуха и трубкой, через которую поступает отработка. У днища конструкции с водяным контуром находится дверца для извлечения чаши, а также для поджигания пара масла.

Изготовление основы котла для обогрева дома включает такие этапы:

  1. Вырезание в трубе с диаметром 60 см двух отверстий. Первое, квадратное, делают внизу, второе, круглое – неподалеку от верха. Что касается размеров, то нижнее отверстие может иметь любые (главное, чтобы могла поместиться рука и была возможность вытащить чашу). Диаметр верхнего может быть равным 14 см.
  2. Приварка к вырезанным отверстиям горловин. Их толщина должна достигать 5 см.
  3. Приварка к низу трубы кольца с шириной 3 см. Кольцо (обечайку) надевают на конец конструкции так, чтобы плоскости двух частей пересекались под прямым углом.
  4. Подготовка внешней трубы. Ее длина должна быть на 0,5 см меньше высоты внутренней части. Образованный зазор будет закрыт сварочным швом. В этой трубе вырезают отверстия для дымохода, дверцы, патрубков подачи и возврата теплоносителя. Последние два делают вверху и внизу.
  5. Надевание внешней трубы на сделанную конструкцию и сварка двух частей.
  6. Приварка еще одного кольца. Его устанавливают вверху, закрывая пространство между трубами.
  7. Приварка патрубков для подачи и возврата воды.
  8. Заглушка одного из патрубков и проверка герметичности водяного контура.
  9. Вырезание 2 кругов из листового металла. Диаметр обоих – 66 см. В одном круге надо сделать отверстие для трубы подачи воздуха. Диаметр отверстия – 13 см.
  10. Сварка кругов и сделанной конструкции.
  11. Изготовление канала для подачи воздуха. Этот канал должен представлять собой трубку с диаметром 6-8 см. Длина трубки может быть больше высоты сделанной конструкции на 10-15 см. В ней нужно сделать одно отверстие. Оно должно находиться на расстоянии 50-60 см от одного конца.
  12. Изготовление канала для подачи масла. Он будет размещаться внутри трубы для подачи воздуха. Для его изготовления берут два отрезка трубки с диаметром 1 см (длина одного – 45-50 см, второго – 6-8 см) и сваривают их так, чтобы образованный между ними угол достигал 130-150 °.
  13. Установка трубки для подачи масла в канал для подачи воздуха. Принцип работы заключается в том, чтобы короткий конец трубки вошел в отверстие внешней трубы. Внутреннюю конструкцию центрируют во внешней и приваривают к ней. Желательно, чтобы нижние концы обоих элементов были на одном уровне.
  14. Размещение воздуховода в котел своими руками и приварка к верху конструкции. Размещать нужно так, чтобы между нижним концом канала подачи воздуха и дном котла для обогрева дома было 25-30 см.
  15. Размещение чаши в котел из трубы.
  16. Фиксация дверцы.

Простота эксплуатации и монтажа

Использование данного вида отопительного оборудования доступно даже тем, кто имеет отдаленное представление об обращении с подобными устройствами. Работа котла отличается высокой степенью автоматизма, что является одним из важнейших свойств современного оборудования.

Легкая эксплуатация обеспечивается и простой конструкцией котла. Она настолько элементарна, что некоторые даже изготавливают подобное оборудование своими руками. Хотим вас предостеречь от подобного шага, так как он может стать причиной плачевных последствий. Котлы, выпускаемые специализированными предприятиями, испытываются перед тем, как попасть к потенциальному пользователю. Самодельное оборудование далеко не всегда проходит подобную проверку.

Установка котла не станет причиной каких-то особых усилий или потери времени. Ее можно легко выполнить в сжатые сроки. При желании обустроить такую систему можно своими руками, хотя мы рекомендуем обращаться к профессионалам. Они сделают все в соответствии с технологией, что позволит обеспечить беспроблемную эксплуатацию.

Заблуждения об этом оборудовании

  1. «Отработка» не пригодна для дальнейшего использования и должна утилизироваться. Такое топливо является высококалорийным и под него во всем мире выпускают много качественного оборудования;
  2. Данное топливо проблематично найти. Ничего подобного, так как масло сливают при ремонте тепловозов, автомобилей, в швейной, деревообрабатывающей, пищевой и многих других промышленностях. Вы только подумайте, сколько сливается масла в ресторанах, фаст-фудах и прочих заведениях;
  3. При сгорании такого топлива образуется много вредных веществ. Это не так, потому что современные котлы выделяет в несколько раз меньше выбросов, чем двигатели обычных автомобилей. Производители сконструировали оборудование таким образом, что оно экономичней котлов работающих на угле, газе или дровах;
  4. Отработанные ГСМ нужно не сжигать, а перерабатывать. Это очередной миф, так как при переработке масла выделяется намного больше вредных соединений, чем при его сгорании в источнике теплоты.

Завод по переработке «отработки»

Преимущества и недостатки

Так как сами масляные отопительные приборы стоят недорого и используют дешевое горючее, окупаются они стремительно. Еще выгоднее самостоятельная сборка (конечно, при строгом учете всех технологических требований и при грамотной эксплуатации, но об этом еще пойдет речь в следующих разделах). При правильной сборке и толковой настройке сгорание масла происходит полностью, оно не образует ядовитых продуктов. Масляные котлы содержат очень небольшое количество деталей, что не только упрощает сборку, но и снижает вероятность поломки

Что немаловажно, темп разогрева как самого оборудования, так и помещения, где оно установлено, очень велик.

Но стоит учитывать и вероятные проблемы. Так, масляные котлы быстро выжигают кислород. Потому придется приложить много усилий для создания хорошей вентиляции. Использование отработанного масла приводит к частому засорению котлов, обслуживать и просто очищать их придется чаще, чем другие образцы. Котлы такого рода позволяют применять не только отдельные виды природного или синтетического масла, но и их комбинацию.

Но применение разнообразного сырья обуславливает высокий риск присутствия специфических примесей. Потому придется снабжать участок, подающий топливо внутрь котла, особым фильтром. Ввиду быстрого засорения очистительной системы она нуждается в регулярной замене. Таким образом, очевидные слабости и сильные стороны масляного котла обусловлены именно спецификой применяемого топлива. Более точно охарактеризовать систему можно, если разобраться с особенностями ее устройства.

Как устроен котел на отработке

Котлы на отработке отличаются от газовых тем, что им необходимо иметь склад топлива в непосредственной близости от котла. Обычно это бочка, цистерна или бак. Безопасным считается расстояние склада от котла не менее 20 м, но при этом приходится решать вопрос перекачки топлива. Эта проблема напрягает зимой, когда вязкость масла растет.

Обычный набор узлов для котла на отработке содержит:

  • корпус котла;
  • горелку;
  • термостат;
  • масляный насос, дозирующий топливо;
  • клапан запорный;
  • фильтры для топлива;
  • регулятор тяги;
  • циркуляционный насос;
  • дымоход (часто поставляется отдельно или под заказ).


в т. ч.вязкостью топлива,

Эффективность сгорания топлива тем выше, чем более «парообразным» выглядит струя топлива, которая закачивается с помощью форсунки в камеру сгорания горелки. Для работы форсунки, фактически распылителя, применяют сжатый воздух, для которого также есть свои «рамки»: его давление, например в горелке AL-10V, при расходе около 100 л в минуту должно быть около 2 бар. У потребителя есть выбор — применить цеховую магистраль сжатого воздуха или пользоваться собственным встроенным в горелку компрессором. Побеждает вариант с меньшей ценой или большей надежностью — что кому ближе по душе. Камера сгорания горелки у котла имеет вид своеобразной «сковородки», в которую впрыскивается топливовоздушная смесь для поддержания процесса горения.

Горелки ведущих производителей имеют большие отличия. Это касается и конструкции самой горелки, и и ее возможным применением — каждый вид жидкого топлива, по причине своих физико-химических отличий, требует установки своей «личной». Тем не менее, лучшие образцы, например, горелка Clean Burn по замыслу разработчиков «всеядная». Вот перечень видов топлива, которые ей под силу:

  • дизельное топливо;
  • отработка моторных и других масел;
  • животные жиры;
  • масло рапсовое.

Теплообменник

Над «сковородкой» располагается теплообменник, который имеет множество разных конструкций. Его принцип работы состоит в том, что некий набор трубок заполняет теплоноситель, вода, и пламя горелок ее нагревает через тонкие стенки трубок. Нагретая вода поступает на выход котла и либо подается в закрытый отопительный контур «котел-отопительные батареи-котел», либо (при добавке бойлера) используется еще и для бани, технологических нужд и т. д.


котла на жидком топливедыма и копоти.стальной трубы,

Дымоход может быть одностенный в  и двухстенный в закрытых. Открытыми считают такие отопительные системы, которые для сжигания топлива используют кислород из помещения. Понятно, что они обязательно должны иметь приточную вентиляцию. Конструкция двухстенных дымоходов из двух коробов, вставленных коаксиально, применяется в закрытых системах. По внутреннему дымоходу выходят продукты сгорания, а по наружному — всасывается наружный воздух. Для улучшения тяги иногда целесообразно установить вентилятор. Такие котлы называют турбинированными.

Оборудование российского производства

В большей части российских котлов реализована другая технология: масло сначала испаряется, а затем его пары поджигаются. Таким образом, устраняются две основные проблемы с горелками: зависимость от качества отработанного топлива,  многоступенчатая его подготовка, забившаяся форсунка.

Котел на отработанном масле для обогрева воздуха

Конструкция таких аппаратов проста: внизу камеры сгорания располагается тарелка. Перед началом подачи масла ее раскаляют, затем на раскаленный металл подают каплями масло. Топливо испаряется, пары поднимаются выше, где смешиваясь с воздухом, догорают.

При правильно настроенном режиме горения (температура в районе 600oC) происходит полное окисление всех составляющих, в том числе и тяжелых битуминозных. Как результат – на выходе получаем азот, пары воды и углекислый газ. При изменении температуры в ту или другую сторону на 200oC в «выхлопе» содержится масса вредных веществ, которые являются канцерогенами, мутогенами, вызывают отравление и еще целый спектр негативных последствий. Потому приобретать стоит именно промышленные сертифицированные агрегаты. Несмотря на их немалую цену (по сравнению с самодельными агрегатами), они окупаются в первый год, максимум – два (из-за дешевизны горючего).

БЕЛАМОС Серия НТ 

Водогрейные котлы на отработанном масле «Беламос НТ» не требуют предварительной фильтрации топлива и его разогрева. Встроенный теплообменник позволяет добиться достаточно высокого КПД.  Управляет работой электроника, которая контролирует температуру теплоносителя, поступление масла, отключает котел при затухании пламени. Для удобства обслуживания (требуется чистка камеры сгорания и чаши) имеются технологические люки. Выпускаются котлы на отработке «Беламос НТ» мощностью от 10 кВт до 70 кВт.

Котлы на отработке БЕЛАМОС Серия НТ

Печи  «ЖАР

Печи «Жар» работают на отработанном масле,  дизельном топливе, их смесях. Переход с одного топлива на другое происходит путем перевода переключателя в нужное положение. В печах на отработке «Жар» используется капельный способ подачи топлива, то есть, в них нет горелки и форсунки, которые забиваются и требуют чистки. Все котлы оснащены автоматикой, которая контролирует процесс.

В основном «Жар» — теплогенераторы для отопления производственных помещений но есть и водогрейные котлы. Это модель «Жар-20» мощностью 30 кВт и расходом топлива – 3 л/час. В котле имеется бак для дизельного топлива объемом 20 литров, и для отработки на 60 литров.

Печи отопительные на отработанном масле «ЖАР

Котлы и печи «Теплотерм»

Котлы «Теплотерм» выпускаются мощностью от 5 кВт до 50 кВт, КПД 90%. Водяная рубашка позволяет эффективно снимать тепло с корпуса и обеспечивать отопление помещений площадью от 50 м2. Выносной маслонасос может быть опущен в канистру или другую емкость с топливом, встроенные вентилятор наддува и блок питания маслонасоса обеспечивают работу системы.

Контролируется температура теплоносителя. Для регулировки имеется два режима, переключение происходит автоматически (встроенное термореле на выходе теплоносителя). Расход масла от 0,6 литр/час до 5,5 литр/час.

Котлы и печи «Теплотерм»

Водогрейные котлы ТЕПЛАМОС серии ТК-603

Котлы на отработанном масле «Тепламос ТК»  работают по принципу испарителя. Масло попадает капельным путем на раскаленную тарелку. Особых ограничений по качеству используемого топлива почти нет, не требуется предварительного разогрева (если масло находится в отапливаемом помещении) или другой подготовки. Нужна только предварительная фильтрация для удаления инородных тел.

«Тепламос» выпускаются как одноконтурные, так и двухконтурные. Мощность оборудования от 15 кВт до 50 кВт, расход топлива 1,5 литр/час – 5 литр/час.

Котлов на отработке российского производства не так уж и много, но люди находят выход в любой ситуации. Например на обычный жидкотопливный ставят горелку для отработки, используют с этим видом топлива. Горелку купить проще и дешевле, чем новый котел. Есть эти узлы кустарного производства, а есть промышленного. Например, как в этом видео.
Подобные горелки устанавливаются на котлы КЧМ, которые могут тогда работать на отработке.

Есть котлы на отработке и самодельные.

Предложений на рынке много, ориентироваться непросто. При выборе сначала следует определиться с системой сгорания: форсунка или капельная подача.  Затем искать производителей котлов данной категории. Выбрав подходящие по цене,  сравнивать характеристики. Первая — мощность, вторая – расход топлива в час. Удачи!

Алгоритм изготовления котла и горелки

Чтобы изготовить горелку потребуется переходник с 0,5 на 2 дюйма. В него вкручивают резьбовой сгон и свечу накаливания. По уровню нагревательного элемента свечи сгон перфорируется болгаркой. На верхнюю часть сгона с внутренней резьбой на 0,5 дюйма накручивается уголок.

В свободный вход уголка вкручивают второй сгон, который затем крепят в камере сгорания котла при помощи контргаек. Возле отверстия для сгона должно располагаться еще одно отверстие, обеспечивающее подвод проводов к свече зажигания. На сгон накручивают тройник, к боковому отводу которого крепят шланг от маслопровода. К свободному торцу тройника крепят шланг компрессора, подающего воздух в камеру сгорания.

Для изготовления котла потребуется:

  • сварочный аппарат;
  • угловая шлифовальная машинка (болгарка);
  • отрезные диски по металлу;
  • дрель;
  • набор слесарных инструментов;
  • стальные трубы;
  • стальной лист металла;
  • патрубки для подачи воздуха в теплообменник;
  • масляный насос;
  • вентилятор для нагнетания воздуха;
  • датчики и автоматика.

Корпус необходимо разделить на 2 части герметичной перегородкой. В верхней области будет располагаться водяная рубашка с подключенной к ней напорной трубой. К нижней части будет подключаться обратка разводки системы отопления.

Между нижней и верхней частью через перегородку необходимо вставить трубу, которая будет служить дымоходом и вторичной камерой сгорания. Сварочные швы должны располагаться с внешней стороны трубы-дымохода, так как необходимо чтобы ее внутренне пространство было изолировано от воды. В нижней части дымохода там, где будет находиться вторичная камера сгорания, делают отверстия. За счет них будет происходить процесс смешивания горючих испарений с воздухом. Нижний торец заваривают крышкой первичной камеры сгорания в отдельном цилиндре. Цилиндр делается съемным. Там же находится горелка. Штуцер должен проходить через нижнюю часть корпуса насквозь. Он должен быть соединен с патрубками горелки.

В нижней части корпуса котла необходимо сделать дверцу, обеспечивающую доступ к первичной камере для чистки ее и горелки. Через эту дверцу можно проложить контакты к свече зажигания. Для герметизации рекомендуется воспользоваться асбестовым вкладышем.

После сбора всей конструкции водяную рубашку заполняют водой, а в камеру сгорания заливают масло, включают насос и свечу зажигания.

Правила безопасности

При использовании отработанного масла для отопления рекомендуется соблюдать правила безопасности:

  • нельзя располагать источник рядом со стенами, отделанными легковоспламеняющимися материалами;
  • запрещено использовать для розжига масла легковоспламеняющиеся средства, поскольку это приведет к воспламенению и как следствие — случится пожар;
  • агрегат не ставят на пол, застеленный линолеумом, ковром или другим покрытием;
  • печь нельзя тушить, поэтому перед ее использованием, точно высчитывается время работы и количество горючего;
  • нельзя, чтобы в масле присутствовала вода, тосол и любая другая жидкость.

Отработанное масло — самый дешевый вид топлива. Этим и объясняется повышенный спрос на этот продукт.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments