Как сделать дорожки из щебня, гравия на даче самостоятельно
Содержание
- Грунтовая дорога на основе геосетки
- Техника глубинной засыпки
- Важные характеристики щебня
- Предварительный этап
- Технология покрытия
- Щебеночное покрытие
- Подготовка котлована
- Способ 2: засыпка щебнем
- Геосетка
- Как укладывают дорогу из щебня и песка
- Способ 2: засыпка щебнем
- Экономия на асфальте и бетоне. Щебень для дороги
- Основание для асфальтобетонного покрытия
- Асфальтовый щебень
- Традиционные способы устройства дороги
- Идеи садовых дорожек из гравия
- Технологический процесс изготовления дорожки из щебня своими руками
- Технические характеристики
Грунтовая дорога на основе геосетки
Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.
Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.
Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:
- Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
- Укладка геотекстиля.
- Засыпка геотекстиля песком.
- Укладка геосетки.
- Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
- Прикатывание верхнего слоя дороги.
При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.
Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.
При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет. Я так думаю, этот вариант — до первых дождей и интенсивного движения . Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.
Строительство дороги с использованием георешетки
Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.
Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.
Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.
Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»
Техника глубинной засыпки
Сначала снимают плодородный слой в 10–20 см, проводят дренажную систему и ставят ленточный фундамент по периметру участка. Фундамент должен быть выше отсыпки на 10 см. Он защитит новые слои от расползания. Если участок находится в низине, то фундамент можно не ставить. Теперь можно засыпать материал:
- Нижний слой — пескогрунт укладывают по 10 см, разравнивают и утрамбовывают. Оставляют на 3 дня, чтобы просел. Если не утрамбовывать, то участок будет проходить усадку в 2 раза дольше.
- Верхний слой — через 3 дня возвращают наверх родной плодородный грунт.
Каждый слой нужно утрамбовать
Посадки можно начинать сразу, а вот для строительства нужно подождать пару лет, пока земля окончательно осядет.
Доставляем плодородный грунт, супеси и щебень по Москве и области, а также сдаем в аренду самосвалы и экскаваторы. Звоните — 8(495)974-45-51.
Важные характеристики щебня
Насыпная плотность – масса 1 куб. м щебня в неуплотненном состоянии. Она указана в сертификате соответствия и различна для разных фракций и видов материала. Например, известняк — самый легкий из-за слоистой и пористой структуры, а гранит — наиболее тяжелый ввиду высокой плотности. Если нет возможности ознакомиться с сертификатами, ориентируйтесь на примерные показатели в соответствии с ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8269.0-97.Таблица 1. Насыпная плотность щебня разных видов
Перед тем как рассчитать, сколько нужно щебня на площадь, проанализируйте сопутствующие факторы. Основной из них – коэффициент уплотнения. Эта безразмерная величина характеризует, насколько объем материала уменьшится при трамбовке катком или в ходе естественного уплотнения при перевозке. ГОСТ 8267-93 не требует обязательного указания этого параметра в сопроводительных документах, поэтому ориентируйтесь на условия СНиП 3.06.03-85:
- при транспортировке в грузовой машине коэффициент равен 1,1;
- при трамбовке высокопрочных марок гранитной, гравийной щебенки– около 1,3;
- при утрамбовке материалов марок 300 – 600 – до 1,52.
Показатель актуален для насыпных материалов с размером фракций 40 – 70 и 70 – 120 мм. Для других видов его обычно не применяют, поскольку в дорожно-строительных работах мелкую щебенку используют для расклинцовки (заполнения пустот), а не для обустройства оснований. Однако из нее делают фундаментную подушку, а для этих целей подходит щебенка 20 – 40 мм. Если нужно произвести расчет щебня для фундамента, также применяйте коэффициент 1,3.
Предварительный этап
Прежде чем поднимать уровень земли, составляют график работы, включающий планировку, развал построек, уборку территории от мусора, дренаж и отсыпку. На этапе предварительных работ приглашают топографов для изучения почвы. Они с точностью подберут материал.
Подготовка к поднятию земли включает:
- Ознакомление. На этапе изучается грунт для поднятия участка, состав, ямы и их количество. Процесс недолгий.
- Планировку. Обрабатываются данные, определяется расположение объектов.
- Расчистку. Необязательный этап. Если ранее на территории был дом, его сносят, разбирают завал, вывозят мусор.
Если при подготовке места выкорчевывали пни, потребуется засыпка подкоренных ям грунтом. Убрав участок, переходят к отсыпке.
Технология покрытия
Вот уже на протяжении многих лет, технология устройства покрытия не меняется. После подготовки основания независимо от назначения будущей дорожной сети, производится, так называемая финишная отделка.
Финишная отделка – это «черное» основание, основное назначение которого состоит в выравнивании эксплуатационных нагрузок. Широко применяют особый минеральный материал с высокими прочностными свойствами, который специально обрабатывается вяжущим элементом.
Асфальтобетон состоит из: щебня, песка, минеральных добавок (обволакиваются битумом) и вяжущего вещества (высокомолекулярное органическое соединение). Для укладки применяют асфальтобетонные смеси с широким температурным разбегом – от горячих до холодных циклов. Процесс укладки осуществляют с помощью «следящей» системы (лазерной) автоукладчика. АБС укладывают на предварительно подгрунтованную эмульсией поверхность, после чего ее тщательно уплотняют.
Щебеночное покрытие
Этот ремонт осуществляют на дорогах с небольшой интенсивностью движения (до 200 автомобилей в сутки). Применяется дробленый камень, чаще всего известняковый.
Щебеночное покрытие укладывают на песчаный слой, также для основания используют ракушку, шлак или гравий. Принцип ремонта заключается в следующем.
Щебень размером до 50 мм необходимо рассыпать на заранее подготовленном основании. Затем его выравнивают согласно заданной ширине дороги и утрамбовывают катками до состояния неподвижности камней.
Далее укладывают мелкий щебень для ровной укатки дороги. Во время укатывания щебенку поливают водой для того, чтобы материал лучше зацементировался, а покрытие было более качественным.
Подготовка котлована
На первом этапе подготовки котлована выполняется разметка по всей длине будущего прохода. Для ровного покрытия рекомендуется натягивать шпагат строго на одной высоте, выверяя ее по уровню. Поверхность земли может быть неровной, поэтому после того, как котлован будет готов, высоту еще раз сверяют путем измерений от основания до уровня натяжения шпагата.
Устройство гравийной дорожки бывает двух типов:
- с укладкой геотекстиля на грунтовое основание;
- с укладкой геотекстиля на песчаную «подушку».
В первом случае глубина котлована больше. Его выкапывают на 35-40 см. Во втором случае глубина траншейки под основание дорожки может составлять 25 см.
Основание под дорожку необходимо перекопать на штык лопаты, если грунт легкий или на любую глубину, если почва тяжелая. Это делается для того, чтобы глубина осадки была одинаковой по всей площади. Встречающиеся при перекопке корни, камни и другие вкрапления необходимо удалять. Перекопанный слой земли тщательно трамбуют.
Края котлована необходимо сделать строго вертикальными, иначе рассыпающийся гравий нарушит вертикальность расположения бордюра и внешний вид такой тропинки будет испорчен.
Способ 2: засыпка щебнем
Засыпанная щебнем дорога к даче – вариант часто встречающийся в сельской местности и СНТ. Её не размывает водой, засыпка выдерживает нагрузку даже от нечастого передвижения большегрузов. Полотно будет служить долго, если уложить его по правильной технологии.
Как сделать дорогу:
- Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
- Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
- Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
- Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
- Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
- Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
- Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.
Стоимость 100 метров такой дороги выходит около 30-50 тыс. руб. Можно сэкономить и обойтись одном слоем щебня, но такое покрытие постоянно придется обновлять. Его стоимость составит 15-20 000 руб. за 100 погонных метров.
Геосетка
Геосетка (плоская георешетка) – материал из высокопрочных нитей и волокон, за счет скрепления которых образуется сетчатая структура. Говоря проще – с виду обычная сетка, однако обладающая уникальными характеристиками. Отличается высокой прочностью, твердым каркасом, длительным сроком службы, износостойкостью и экологичностью.
Укладывается между песком и щебнем, а также может дополнительно монтироваться под асфальтом – между двумя наружными слоями асфальтобетона. Наличие геосетки позволяет сократить расход щебня на 40%.
Функции геосетки:
- 1. Армирующий эффект. Существенно повышает прочность и стойкость всего дорожного полотна.
- 2. Перераспределение нагрузки. Геосетка принимает на себя вертикальную нагрузку от движения транспорта по покрытию, превращая ее в горизонтальную. За счет этого сила давления распределяется по большой площади, что снижает воздействие.
За счет данных свойств геосетка под асфальтом и под щебнем существенно повышает прочность и износостойкость дорожного полотна, препятствует деформации, увеличивает другие физико-механические характеристики, а также продлевает срок службы.
Как укладывают дорогу из щебня и песка
Объяснить необходимость создания такой структуры и использования перечисленных материалов можно, опираясь на их физические свойства и характер взаимодействия под нагрузкой. Уложенный на геотекстиль песок пропускает воду и создает плотную подушку в углублении дорожной ванны. За счет этого создается неподвижное, находящееся примерно на глубине 30 см основание. Щебень крупной фракции хорошо вдавливается в песок, уплотняется и формирует второй слоя основы. Промежуточный слой создает условия для распределения нагрузки от транспорта, а щебень 5-20 в верхнем слое качественно укатывается с предварительным грейдированием.
При соблюдении этой простой технологии дорожное полотно из щебня и песка приобретает высокую прочность, а отсутствие верхнего слоя асфальта не сказывается на проходимости поверхности для транспорта. Во время дождя и таяния снега вода уходит через созданный многослойный дренаж в грунт. Возникает вопрос, имеет ли смысл экономить, не закупая какой-либо из материалов или заменяя его на более дешевый?
Практика показывает, что сочетание песка и щебня трех разных фракций дает оптимальный эффект плотности и неподвижности слоев полотна относительно грунта и друг друга. При отказе от песчаной подушки возникает эффект недостаточного дренажа и утапливания щебня в грунт, что приводит к последующему подтоплению и размыванию полотна при таянии снега.
Способ 2: засыпка щебнем
Засыпанная щебнем дорога к даче – вариант часто встречающийся в сельской местности и частных кооперативах. Её не размывает водой, засыпка выдерживает нагрузку даже от нечастого передвижения большегрузов. Полотно будет служить долго, если уложить его по правильной технологии.
Как сделать дорогу:
- Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
- Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
- Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
- Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
- Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
- Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
- Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.
Стоимость 100 метров такой дороги выходит около 20-30 тыс. руб. Можно сэкономить и обойтись одном слоем щебня, но такое покрытие постоянно придется обновлять. Его стоимость составит 15 000 руб. за 100 погонных метров.
Экономия на асфальте и бетоне. Щебень для дороги
Снижение затрат на сооружение и поддержание в хорошем состоянии дороги из щебня достигается за счет нескольких факторов:
- отказ от закупки асфальта, бетона и других составляющих;
- отсутствие необходимости использовать сложную укладочную технику, когда достаточно одного или двух катков;
- отсутствие необходимости постоянно обновлять асфальт и ремонтировать его;
- возможность поддерживать дорогу в эксплуатационном состоянии, периодически подсыпая щебень и трамбуя его катком.
Для строительства такой дороги необходимо закупить строительный песок речного происхождения, геотекстиль иглопробивного типа и щебень двух или трех фракций в зависимости от нагрузки на полотно.
Использование речного песка обосновано тем, что именно этот материал имеет высокие показатели уплотнения при формировании подушки и хорошо дренирует воду. Щебень гранитный 20-40 (здесь подробнее) по своим характеристикам подходит для укладки среднего, промежуточного слоя дороги, в основе которой лежит материал с более крупными размерами зерна. Для расклинцовки поверхности ее засыпают щебнем более мелких фракций.
Основание для асфальтобетонного покрытия
Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие слои.
Итак, какого же типа может быть основание?
Можно разделить на следующие подгруппы:
- Щебеночные.
- Гравийные.
- Бетонные.
У каждой из подгруппы своя сфера применения, а также определенные технологии, однако в целом по укладке дорожного покрытия, расхождений нет.
Асфальтовый щебень
Асфальтовый щебень получается путем дробления асфальтового скола и дальнейшего разделения его на фракции. Это относительно новый строительный материал, который уже пользуется большим спросом из-за низкой цены и наличия битума в составе. Асфальтовый щебень максимально устойчив к влаге и морозу, и по своим характеристикам схож с обычным асфальтом.
Преимущества асфальтового щебня:
- Чище, чем вторичный. Производство асфальтового щебня схоже с вторичным, но принципиальная разница в исходном сырье. Если вторичный делают из бетонных плит, где попадается кирпич, дерево, металл, то асфальтовый получают из асфальтового скола. Поэтому он однороден по составу и цвету, не имеет примесей.
- Не требует финишного покрытия. Асфальтовый щебень, в течение времени, под воздействием солнца и автомобильных колёс утрамбовывается очень хорошо без помощи спецтехники. Битум в составе гарантирует получение ровного дорожного покрытия, которому не нужен финишный слой.
Из недостатков асфальтового щебня можно вспомнить лишь характерный запах асфальта в жару. Это не критично для проезжих частей, но дискомфортно для использования на придомовых участках.
Цена на асфальтовый щебень в Москве — от 450 руб за тонну.
Фото дорог из асфальтового щебня
Традиционные способы устройства дороги
Некоторые владельцы домов принимают решение самостоятельно проложить дорогу от основной трассы к своему владению, а другие делают это вместе с владельцами расположенных рядом объектов. Если дорога будет пролегать на пути к участкам соседей, они смогут пользоваться ею, поэтому в любом случае необходимо договариваться с этими людьми.
Далеко не всегда подготовка качественного подъезда к дому связана с огромными затратами денежных средств
Важно лишь проводить все работы в соответствии с действующими нормами
На этапе подготовки выполняется разметка. В этих целях обычно применяют деревянные колышки и подходящую веревку.
Помните! Для разбивки местности на сектора и участки важно придерживаться указаний из СНиП 2.07.01 — 89. Далее мы проанализируем, какие варианты устройства автомобильных дорог сегодня используются наиболее часто
Далее мы проанализируем, какие варианты устройства автомобильных дорог сегодня используются наиболее часто.
Идеи садовых дорожек из гравия
Вариантов организации тротуаров садового участка много. Мы подробно рассмотрим несколько оригинальных способов обустройства, в которые легко выполнить своими руками.
Без бордюров дорожка кажется незавершённойИсточник uutvdome.ru
Это одна из самых простых и менее затратных методик изготовления садовых дорожек из гравия. Из достоинств следует отметить возможность использования разнообразных оттенков и фракций. Единственным условием является необходимость обустройства бордюров. В противном случае – щебень распространится по всему участку.
Создание своеобразных островковИсточник designdachi.ru
На первом этапе устанавливаются большие плиты или камни, выглядят они как своеобразные островки. Промежутки между ними заполняются гравием или галькой крупной фракции (10-50 мм).
С использованием нескольких видов щебняИсточник sadrium.ru
Разноцветные дорожки из гравия делаются из нескольких сортов камня. Случайное смешивание оттенков между собой исключено благодаря устройству перегородок-бордюров.
Комбинирование с деревом и крупными камнями в интерьере садаИсточник stroysnb.ru
Участок с перепадами высот выгодно оформляется в виде дорожки со ступенями из натурального дерева. Достоинство метода заключается в увеличении срока службы древесины. Брус лежит не на земле, а на гравии, выполняющем функцию дренажа (отвод влаги). Одновременно с этим, щебень удерживается от скатывания по склону.
При создании проекта садовых дорожек из гравия учитывайте не только практичность, но и организацию определённого ансамбля, сочетающегося с остальным экстерьером.
Технологический процесс изготовления дорожки из щебня своими руками
Для строительства прочной дорожки на склоне или пучинистых грунтах необходимо уделить особое внимание созданию основания. Рассмотрим пошаговое выполнение работ его устройства по технологии мощения на бетонную стяжку или сухую смесь
Мощение дорожки на бетонную стяжку
- В траншее глубиной 30–35 см с вертикально выровненными краями устанавливают опалубку из досок и поперечных реек.
- На дно засыпают дренирующий слой щебня 15 см, слой песка 5 см для уплотнения, трамбуют, проливают водой, дают отстояться.
- Поверх выровненного слоя песка выкладывают геотекстиль, на который заливают слой бетонной смеси толщиной около десяти сантиметров.
Мощение садовой дорожки на сухую смесь
- На выровненное основание траншеи глубиной около 30 см укладывают слой щебня толщиной 10–15 см, уплотняют десяти сантиметровым слоем песка, трамбуют, поливают водой для просыпания песка в пустоты основания.
- Поверх песка насыпают сухую смесь (соотношение цемента и песка 1:4) с толщиной слоя 5–6 см.
- Небольшой слой декоративного покрытия из мелких камней укладывают поверх слоя сухой смеси, разравнивают, трамбуют, поливают водой.
Технические характеристики
По физическим свойствам данный материал превосходит такие востребованные виды, как известняковый и гравийный щебень. Больше половины состава этой породы приходится на полевой шпат, еще 30% – на кварц, присутствует слюда, роговая обманка и иные темноцветные материалы. Их соотношение определяет оттенок, который бывает черно-серым, красновато-розовым, песочным, молочным.
Гранитный щебень может быть разным по форме, цвету, свойствам
Характеристиками материала, от которых зависит область применения и цена являются:
Плотность. Она колеблется в пределах 2540-2730 кг/см3, средняя – 2600 кг/см3. Для оценки щебня используется также такой показатель, как насыпная плотность. Это соотношение веса материала к объему и зависит оно от размера зерна и в среднем колеблется на уровне 1,4-1,5 т/м3. Поставки материала осуществляют по объему или массе, учитывая коэффициент уплотнения при перевозке, который не должен быть выше 1,10.
Прочность. Одна из самых важных характеристик, которая показывает устойчивость камня к дроблению и сжатию и обязательно учитывается при проектировании строительных объектов. Маркируется «М» и числом, чем оно больше, тем прочнее материал. Определяется путем механического воздействия на зерна и оценки потери массы, которая минимальна у прочных материалов. Прочность гранитного щебня составляет до М1400. Он выдерживает давление до 300 мПа при сжатии.
Лещадность
Еще одно важное свойство, которое обязательно указывают при оценке качества щебня. Чем она ниже, тем лучше материал
Это количество зерен пластинчатой или игольчатой формы во фракции. Представлены в виде таких камней, ширина или толщина которых меньше их длины в 3 раза. Большое количество приведет к повышенному расходу связующего материала и увеличению пустотности щебня. Кроме того, такие зерна менее прочны, чем кубовидные или округлые.
- Адгезия. Способность зерен «сцепляться» со связующим веществом. От нее зависит прочность возводимой конструкции. Лучшие показатели имеет темные и серые сорта.
- Морозостройкость. Умение щебня выдерживать количество циклов оттаивания/замораживания. Она в среднем равна F300, что является очень хорошим показателем.
- Количество посторонних примесей. К ним относят пылевидные и глинистые включения (частицы). Для гранитного щебня это значение колеблется на уровне 2-3%.
- Радиоактивность. В породе содержаться примеси таких радиоактивных элементов, как радий, торий и пр., от которых она может «фонить». Их количество не должно превышать допустимые нормы. Есть несколько классов, в зависимости от которых разрешено применять щебень для строительства объектов в черте города или за его пределами. Допустимая доза составляет 60-70 микрорентген, у гранитного щебня радиоактивность не превышает 50% от этого значения.
Радиоактивность – важный показатель